Twitter Гостевая Обратная связь

RSS

Статьи

Ноблесс облаж…
автор: Imhovich | Опубликовано 09.10.2009
Комментариев: 32

В последнее время довольно часто приходится читать и слышать самые разные рассуждения о так называемой «позиционной атаке». Катализатором этих разговоров послужили как прошедший чемпионат Европы, который за явным преимуществом выиграла традиционно «позиционная» сборная Испании, так и прошлогодний триумф «Барселоны», несомненно являющейся сейчас эталоном «первономерной» команды.

 Последнее, что запомнилось на эту тему, — заметка Александра Тарханова, опубликованная в его блоге «Искусственный отбор» (http://www.sports.ru/tribuna/blogs/tarkhanov/46425.html), в которой известный специалист рассуждает о недавнем матче «Локомотив» — «Рубин».

В ней Александр Федорович высказал, в частности, следующую весьма интересную мысль:
«Рубин» показал на порядок более вариативный футбол, нежели победитель встречи… «Рубин» выдерживает принципиально новый для себя психологический пресс. Со стороны может показаться, что на два фронта команда играет натужно, однако у меня прямо противоположное мнение. «Рубин» стоит стеной. Вернее, он стойко играет в необходимый ему позиционный футбол, несмотря на то что пока не избавился от менталитета контратакующей команды».

Здесь прежде всего обращает на себя внимание употребленное Тархановым в явно комплиментарной коннотации словосочетание «позиционный футбол» (которое, скорее всего, аналогично понятию «позиционная атака»). И буквально тут же автор сетует на то, что «Рубин» «пока не избавился от менталитета контратакующей команды».

Эта мысль (с которой я вполне согласен в той части, что новообретенный «Рубином» статус лидера российского футбола вынудил его пойти на кардинальное изменение принципов построения игры) вызвала у меня некое ощущение дежавю. Действительно, весьма схожие процессы российский болельщик имел возможность наблюдать и раньше.

Разумеется, в том, что noblesse (то есть лидерский статус) oblige российские клубы, забравшиеся на трон чемпиона, большее внимание уделять позиционной атаке, ничего странного нет. Напротив, это скорее естественно. Интересно тут другое: а именно то, что у двух последних российских чемпионов процесс избавления от «менталитета контратакующей команды» и освоения «позиционного футбола» неизменно сопровождался потерей игровой эффективности и, как следствие, ухудшением результатов.

Давайте вспомним, как это происходило.

ЦСКА времен выигрыша Кубка УЕФА имел ярко выраженную контратакующую игровую доминанту. Обеспечивалась она, во-первых, надежной обороной и вратарем, которые с тех пор застолбили за собой место в основе не только армейского клуба, но и российской сборной, во-вторых, двумя опорниками-«разрушителями», дисциплинированно перепахивавшими центр поля (Рахимич, Алдонин), в-третьих, великолепной игрой Вагнера впереди и, в-четвертых, наличием идеального «энганче» в лице Карвальо.

Однако, едва обретя статус обладателя еврокубка и безальтернативного лидера отечественного футбола, ЦСКА столкнулся с типичными для носителей такого статуса проблемами — персональным настроем соперника «на чемпиона» и тактическими ухищрениями команд средней руки, идеологией большинства которых, во все времена было противопоставление игре фаворита насыщенной, эшелонированной обороны.

Решать эти проблемы можно было только пойдя на определенное перестроение игры и смещение акцентов в пользу позиционной атаки. И именно по этому пути пошел ЦСКА: место компаньона Вагнера в атаке, которое ранее было отдано форварду-«скоростнику» Оличу, занял высокий, фактурный форвард-«позиционщик» (Жо); в атакующей же игре акцент стал постепенно смещаться от центральной связки Карвальо — Вагнер на фланги, где к уже заявившему о себе в полный голос Жиркову добавился молодой, резкий и техничный Красич.

Это была, пожалуй, самая сильная и сбалансированная российская команда со времен романцевского «Спартака». Но, как это ни парадоксально, результаты ее почти сразу же стали ухудшаться. И вот уже спустя два года после Лиссабона ЦСКА уступил пальму первенства «Зениту», а на евроарене не добился с тех пор ни одного заметного успеха.

Примерно то же самое несколько позже произошло и с самим «Зенитом».

Можно долго спорить, была ли игра чемпионского состава «Зенита» в 2007 году преимущественно контратакующей, но факт состоит в том, что Адвокаат, на контрасте с искрометным, но порой весьма авантюрным футболом Петржелы, сделал ставку на максимальную надежность в центре полузащиты, прочно «забетонированной» созданной им связкой опорных полузащитников Тимощук — Зырянов, к которым периодически присоединялись то Горшков, то Риксен, то Денисов, а то и двое из них сразу, а также максимально автономную группы атаки, в которой и Аршавин, и Погребняк, и Домингес (и, позднее, Данни), способны были создать гол при минимальной помощи полузащиты. Если не вдаваться в детали, то, пожалуй, именно эти два фактора и являются критериальными характеристиками игры «вторым номером».

Этот состав (с минимальными изменениями), как мы помним, выиграл сначала чемпионат, а затем и кубок УЕФА с Суперкубком, что, естественно, привело к смене власти в российском футбольном королевстве.

«Король умер! Да здравствует король!» — прокричали заголовки всех спортивных изданий, соревнуясь в славословии в адрес новой футбольной «партии власти». И практически сразу же после этого в игре подопечных Адвоката появился тот самый лидерский апломб, то самое состояние, когда и болельщики, и команда убеждены, что «мы забьем сколько захотим, а вы — сколько сможете» и «важно как играем мы, а не соперник».

Преображенный «Зенит» принялся не изредка, а на постоянной основе исполнять «первого номера», чего раньше за ним уж точно не наблюдалось. Притом питерцы не изменяли себе ни в матче с «Амкаром», ни в матче с «Реалом». Активные зенитовские латерали стали гораздо больше времени проводить в атаке, чем в обороне, а опорные без стеснения полезли вперед и порой стали откровенно заигрываться (яркий пример: игра Денисова в матче с «Реалом», удостоившаяся резкой критики голландского тренера).

На результатах это сказалось точно так же, как и в случае с командой Газзаева. Сначала случился оглушительный вылет из лигочемпионской группы, потом из кубка УЕФА, затем позорное (для такого состава) пятое место в чемпионате России и, наконец, полная деградация командной игры в первом круге чемпионата- 2009.

Теперь вернемся к тому, с чего мы начали, — к «Рубину».

Казанцы выиграли свой титул, воспользовавшись преимуществом «серой лошадки», то есть тем, что никто из записных претендентов до последнего момента не принимал их всерьез. Рецепт же успеха команды Бердыева оказался вполне стандартным и во многом копировавшим опыт предшественников: мобильный насыщенный центр (Сибайя — Семак — Нобоа), индивидуальное мастерство форвардов (Карадениз, Ребров, Бухаров) и тот самый «менталитет контратакующей команды», о котором говорил Тарханов.

В сезоне-2009 эту картинку идеально дополнили Домингес и Навас, после чего «Рубин» обрел совершенно законченный вид. При этом команда не только не сбавила оборотов, а совершенно неожиданно для большинства наблюдателей по-хозяйски захватила лидерство в текущем сезоне.

И вот буквально сейчас, на наших глазах, с «Рубином», похоже, происходит то же самое, что ранее случилось с ЦСКА и «Зенитом». Статус лидера обязывает к переходу от строгой, базовой контратакующей игры к активному давлению и позиционным атакам. И вот мы уже «Рубин» играет «первого номера» со «Спартаком» в Москве (что еще в прошлом году, при всей слабости тогдашнего состава красно-белых, казалось немыслимым), с «Интером» (!) и с «Локомотивом». При этом, как мы видим, результаты в этих трех матчах медленно, но верно идут по нисходящей.

Конечно, сейчас преждевременно говорить о какой-то тенденции. Однако матч с «Локомотивом» со всей очевидностью показал, что переход к «позиционному футболу» дается «Рубину» крайне тяжело. Опытный и сильный соперник не только готов к такой игре, но и ждет ее. Ему она выгодна. В свете вышесказанного, победа «Локо» в этом матче мне показалась абсолютно закономерной.

Возникает резонный вопрос: почему при вполне естественной попытке сделать следующий шаг в своем развитии и перейти к игре, которую демонстрируют лучшие европейские команды, наши топ-клубы испытывают такие проблемы?

Ответ, как мне кажется, вполне очевиден: это происходит потому, что переход к такого рода игре требует качественного усиления состава. Иногда не просто усиления даже, а полной его перекройки, поскольку игроки, стилистически «заточенные» под контратаку, далеко не всегда хороши в атаке позиционной.

Так, например, «Зениту» необходимо было, во-первых, качественно усилить фланги (поскольку было очевидно, что ни Анюков, ни Ширл, ни Ким, не способны обеспечить такую пробивную мощность на краях нападения, которая была бы достаточной для преодоления эшелонированной обороны) и, во-вторых, укрепить центр обороны, явно не справлявшийся со своими обязанностями без постоянной поддержки полузащиты, которая, как было сказано выше, едва ли не в полном составе ринулась осаждать ворота соперников, невзирая на их титулы и звания.

Что касается ЦСКА, то у него, пожалуй, шансы на успех подобной игровой трансформации были наиболее предпочтительными. Если бы армейскому руководству и тренерам удалось стабилизировать атакующую пятерку Жирков, Карвальо, Красич, Жо, и вовремя озаботиться заменой «морально устаревшей» к тому времени связки опорных, то результат рано или поздно пришел бы. Однако сделать этого армейскому менеджменту не удалось. Карвальо потерял форму, Жо отыграл на высшем уровне фактически один сезон и был продан, а купленные на его место Янчик и Жезус адекватной заменой бразильцу стать не смогли.

«Рубин» же к роли «прессовщика» и вовсе пока не готов. При всем к ним уважении ни Касаев, ни Рязанцев, ни Баляйкин не являются на данный момент игроками, способными обеспечить стабильную фланговую игру в позиционном нападении. Единственным исполнителем такого плана (и соответствующего класса) у казанцев является Карадениз — но одного его мало. Когда же Карадениз на поле отсутствует (как в матче с «Локо»), «первономерная» тактика в исполнении команды Бердыева становится попросту авантюрной.

В этом же ракурсе интересно посмотреть на «Спартак».

В «Спартаке» последних лет главной проблемой были постоянные смены руководителей, тренеров и, как следствие, направлений развития. В результате состав команды все время оказывался хотя и неплохим по именам, но каким-то «кусочным», безыдейным, нецельным. Между тем едва ли не всеми спартаковскими «временными» декларировался курс на возврат к традиционной атакующей, «первономерной» игре. Однако в данном случае этот переход был продиктован отнюдь не новым статусом и не логикой турнирной борьбы, а факторами какого-то скорее метафизического свойства.

Кроме того, эту идею никак не удавалось подкрепить соответствующей селекцией. Пробелы в составе были более чем очевидны, и, казалось, сама жизнь требовала «по одежке протягивать ножки», но пресловутые традиции и амбиции болельщиков толкали новоназначенных тренеров «Спартака» к очередным компромиссам между желаемым стилем и наличествующим материалом.

В начале текущего сезона Микаэлю Лаудрупу удалось найти почти идеальную контратакующую связку Алекс — Веллитон, которая по «производительности труда», возможно, не уступает даже блестящему армейскому «звену» Карвальо — Вагнер образца сезона-2005. Казалось бы, дело за малым: дополни эту ось качественным опорным-«деструктором», закрой зияющие провалы в обороне и смело отправляйся в поход за титулом.

Но вот тут-то спартаковская селекция засбоила снова. Приобретенный на место опорного Кариока оказался игроком, скорее, напоминающим по манере Хави, чем Рахимича — Тимощука — Сибайю, более уместных с точки зрения контратакующей концепции. Между тем единственного приличного «кусачего» опорного — Ковача (к тому же обладавшего столь дефицитными лидерскими качествами) — клубное руководство по не совсем понятным причинам в межсезонье отправило восвояси. Поскольку оборону в очередной раз «укрепили» за счет собственных резервов (а именно за счет вынужденно переквалифицировавшегося из крайних хавбеков в защитники молодого Макеева), команда у Лаудрупа в результате оказалась изрядно разбалансированной.

Однако и после отставки Лаудрупа «Спартак» с новым тренером продолжал идти своим, ставшим уже привычным, «героическим» обходным путем.

Карпин, засучив рукава, взялся за реализацию собственной концепции «первономерной игры». Замыслу его благоприятствовало то, что в составе «Спартака» наличествовали два интересных технаря-креативщика в центральной зоне (Алекс — Кариока) и два крайних хавбека уровня национальной сборной (а как важны для подобной игры футболисты именно этого амплуа, мы могли убедиться на рассмотренных выше примерах).

И опять-таки: чтобы задуманное воплотилось в реальность, нужно было сделать несколько явно напрашивавшихся приобретений. Во-первых, в пару к Веллитону нужен был мощный, а желательно еще и техничный, нападающий, способный разнообразить игру впереди и обеспечить «силовой вариант» в позиционной атаке; во-вторых, требовались один или два оборонца серьезного уровня.

Вышло же все, увы, «как всегда». Сначала травмировался Саенко, затем летом не удалось приобрести ни форварда (которым, вероятнее всего, должен был стать Павлюченко), ни защитника, и в довершение всего ушел Быстров, который в карпинской схеме первого круга был столь же важным элементом, как и бразильское трио.

Так «Спартак» в очередной (какой уже!) раз попал в ситуацию, когда проект оказался абсолютно несоответствующим наличествующему материалу, а Карпин был вынужден прямо по ходу сезона возвращаться к тому, с чего начинал Лаудруп, — к поиску опорника-«деструктора» (единственным «живым» вариантом которого в нынешнем «Спартаке» является Сабитов — игрок весьма посредственного даже по меркам российского чемпионата уровня) и залатыванию то и дело образующихся пробоин в обороне.

В заключение кратко резюмирую высказанные выше соображения.

  1. Практика показывает, что в последние годы, российские клубы, получившие лидерский статус на уровне национального чемпионата, в своих лучших сезонах демонстрировали игру, которую скорее можно охарактеризовать как контратакующую и отличительными особенностями которой является:
    • наличие квалифицированного опорного полузащитника-«деструктора» (Рахимич, Тимощук, Сибайя);
    • наличие в линии атаки игрока или группы игроков, способных создавать голевые моменты и забивать при минимальной поддержке полузащиты и фланговых защитников (Вагнер, Карвальо, Жирков, Аршавин, Погребняк, Данни, Домингес, Карадениз, Ребров).
  2. При попытке перейти на качественно новый уровень организации игры, отличительной особенностью которого является умение команды эффективно применять тактические инструменты позиционной атаки, лучшие российские клубы неизменно сталкивались с проблемой ухудшения результатов.
  3. Одной из главных причин этого, на мой взгляд, являлось недостаточное или неадекватное (с точки зрения качества) усиление состава либо невозможность сохранения состава, способного такую игру вести, на период, достаточный для усвоения тактических и стилевых нововведений (как в случае с ЦСКА). При этом руководством клубов, очевидно, не до конца осознавался или не принимался в расчет тот факт, что состав команды, намеревающейся активно использовать позиционную атаку, должен отвечать самым высоким требованиям, в числе которых:
    • высокий уровень индивидуального мастерства не только атакующих полузащитников и нападающих, но и игроков, ситуативно подключающихся к атаке (крайних защитников, опорных полузащитников);
    • наличие в составе индивидуально сильных фланговых игроков (будь то фланговые нападающие или полузащитники), способных обеспечить ширину атаки;
    • наличие в составе нападающих, способных действовать в силовой манере, при розыгрышах «стандартов» и использующих фланговые верховые передачи;
    • наличие в составе индивидуально сильных защитников, способных за счет качественного выбора позиции и техники отбора страховать полузащиту и прерывать возможные контратаки соперника.

ОТПРАВИТЬ:

комментарии:

09-10-2009 20:37:21 | psw
Странные ощущения после прочтения статьи. Кажется, что многое притянуто за уши. "Все было не так!" улыбка
Но, конечно, подробнее надо будет с этим разбираться.
12-10-2009 12:02:36 | Imhovich
А что именно не так? улыбка
10-10-2009 18:07:59 | vv_shevchenko
"Комплиментарная коннотация" - это внушаетулыбка
Я не очень понял, что же вынуждает лидеров играть первым номером. Их к этому "noblesse" обязывает или "Барса" с "МЮ"? По-Вашему, лидер обязательно должен доминировать? Из какой метафизики исходя?
Если действующему чемпиону по конкретной ситуации с травмами, спадом и т.д. удобно отсидеться "вторым", да еще и результативно - что в этом плохого?
"Положение обязывает" - выглядит надуманным. Результат обязывает больше. "Недостаток опыта", правда, в ряду заезжих отговорок забавляет сильнее, но это уже другая история.
В футбол, ясное дело, "Рубин" играет хуже "Барсы". Как Семак хуже Месси. И проблема не в том, что у казанцев доминирующее позиционное нападение не налажено, а в том, что они сами знают, что "Барса" круче. Каким бы номером "Рубин" ни играл.
ЦСКА, "Зенит", теперь "Рубин", превосходя всех в России, в разгар евросезона уступали грандам европейского футбола. Тут Вы правы. Уступали прежде всего психологически.
В годы работы в известном клубе я постоянно обращал внимание на самоунизительный пиетет наших футболистов (не последних в России) перед мировыми звездами. Наши до сих пор ИГРАЮТ В НИХ на тренировках. Как дети во дворе. А если завтра реально играть против них? Случалось и такое. Результаты вы знаетеулыбка Вы можете себе представить, что Роналдиньо играет в Титова, а Это'О - в Павлюченко? Вот где по-настоящему ВТОРОЙ НОМЕР. Разруха - в головах. Остальное - на тоненького.
12-10-2009 12:03:50 | Imhovich
"Я не очень понял, что же вынуждает лидеров играть первым номером. Их к этому "noblesse" обязывает или "Барса" с "МЮ"? По-Вашему, лидер обязательно должен доминировать? Из какой метафизики исходя?"

Тут есть несколько аспектов.
Во внутреннем первенстве их обязывает к этому именно результат. А конкретнее тот факт, что большинство соперников начинает с новоявленным лидером играть если не прямо от обороны, то уж как минимум с изрядной опаской. Примеров достаточно. Тот же «Рубин» в этом смысле очень характерен (не зря я уцепился за процитированную фразу Тарханова). В прошлом году – сугубо контратакующая команда. В этом году напротив - уже практически все лидеры против «Рубина» пытаются сыграть от обороны (в т.ч. "Спартак" и "Локо" в Москве). Соответственно, у Казани и выбора не остается. Нужно учиться играть как фаворит, потому что и против тебя соперники очень быстро научаются играть, как против фаворита.
А вот что происходит в еврокубках – не совсем понятно для меня. Возможно имеет место некая переоценка своих возможностей. Возможно, есть сложности с варьированием тактики (перестраиваться с «бункерных» соперников, на «открытых» наверняка не так просто). Возможно, еще что-то.
12-10-2009 12:32:15 | vv_shevchenko
У меня к Вам несколько вопросов.
1) Почему игроки и тренеры не употребляют и половины терминов, которыми оперируют некоторые болельщики и "специалисты"? Не знают?
2) Какова доля шутки в известной фразе Лобановского о непонимании им тактических рисунков. Ибо после стартового свистка все сразу смешиваются, и там уже ни черта не разберешьулыбка
3) Что происходит между тренером и командой на разборах соперника, на предыгровой установке? Семинары по тактике?
4) Насколько, по-Вашему, скрупулезно тренер ставит задачу конкретному игроку? С учетом всего тактического контекста?
5) Как быть с пресловутым "настроем на лидеров"? Это в предматчевом психораскладе, случайно, не важнее "ноблесс облажа"?
И, наконец, насколько велика роль Мигрени в мировой истории?улыбка

12-10-2009 13:44:48 | Imhovich
Я не понимаю, что вы этим хотите сказать.
Что нет "контратакующей тактики" и "позиционной атаки"? Ведь больше никаких тактических терминов, я вроде как, и не употреблял. Да и эти два взял из статьи Тарханова. Достаточно для вас серьезный специалист? улыбка
12-10-2009 13:52:14 | vv_shevchenko
Нет уж, батенька, за "бункерных деструкторов" придется ответить перед потомкамиулыбка
Интервью не получилосьулыбка
12-10-2009 13:58:13 | Imhovich
А это и не термины вовсе. Это описание функций футболиста на поле. Тут всяк изгаляется как хочет.
Вы еще скажите, что "собака" - термин улыбка Или, там, "бровочник" или "таранный форвард". Что, разве нет таких? Не слыхали? улыбка

12-10-2009 14:12:48 | vv_shevchenko
Нет в природе никакого перманентного позиционного нападения с опорой на "бункерных деструкторов". И заведомо "контратакующей тактики" тоже нет. Вдруг на 10-й минуте соперник заболеет корью. Так что же вы будете до скончания матча ждать их атаки, чтобы свою контратаку снарядить? (Ведь без атаки не бывает контратаки). И матч закончится нулевой ничьей?
А есть конкретное функциональное состояние своих, есть понимание, как выглядят чужие, есть OPORNIK(OTNJAL - OTDAL ближнему), есть ZENTRHAV(POLUCHIL, подождал, пока разбежались - PRODOLZHIL), есть KRAJNIJE(прошел - PODAL) и т.д. А вы что-то ищете за них, приписываете им. Одно хорошо: иногда ОНИ это читают и... учатся у Вас футболуулыбка Ибо nobless oblige. Аминьулыбка

Примечание:
opornik - конструктор-деструктор,
otnjal - деструктировал,
otdal - сконструктировал,
zentrhav - плеймейкер,
poluchil - акцептировал,
prodolzhil - пролонгировал,
krajnij - латераль,
proshel - выжег бровку,
podal - навесил,
nobless oblige - см. статью
13-10-2009 13:42:36 | Imhovich
Гриш, это ты писал или кто-то за тебя? улыбка
Что это вообще за поток сознания?
13-10-2009 16:37:58 | vv_shevchenko
А я под каждым словом подписываюсьулыбка
Так держать, Григорий!!!улыбка
13-10-2009 17:46:50 | Джоркаефф
Не, это Володя писалулыбка Просто он дважды нажал на кнопку "добавить" и один пост получился пустым. Я этот пост удалил, а второй поднял на уровень вверх, а система "увидела" последнего редактирующего пользователя и зафигачила мой ник тудаулыбка
Ник поменял, справедливость восстановилулыбка
14-10-2009 00:44:00 | vv_shevchenko
...а ощущение "облажа" осталосьулыбка
11-10-2009 17:42:56 | Mak
Да, лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Хотелось бы, правда, осведомиться у аффтора, где бы это набрать такое количество квалифицированных игроков и при этом не влететь в лимит и не остаться, фигурально выражаясь, без трусов. Не, может, конечно, аффтор знает место, что-то вроде заповедника, где пасутся незаарканенные контрактами с грандами мирового футбола выжигательные опорники, обостряющие фланговые, забивные нападающие, надёжные защитники. А пока, до открытия этих оазисов придётся наигрывать игроков из имеющегося в наличии "неуровня" в ожидании, что может быть "уровнем" станут.
12-10-2009 12:15:02 | Imhovich
Странная постановка вопроса. Я же не предлагаю им играть первым номером. Они сами почему-то рвутся так играть улыбка Я только говорю, что материал (игроки) должны соответствовать проекту (тактический рисунок игры).
14-10-2009 01:30:59 | Mak
Да мне-то как раз кажется, что они вполне соответствуют. Вот когда не соответствуют, то соответствует результат. Вот, в выходные посмотрим, каким "номером" они сыграют.
14-10-2009 02:09:12 | vv_shevchenko
Да никто никуда не рвется. Выдумки все это. Желаемое за действительное. Повторяю: ИГРАЮТ ТЕ, КТО ЕСТЬ, ВО ЧТО ПОЛУЧИТСЯ. Играют, понимаете? А не моделируют или калькулируют в симуляторах.
В прошлом году в Казани "Рубин" и "Спартак" вышли, как два вратаря в старом хоккейном мультике про "Метеор" и "Вымпел". Никто не хотел наступать. Вроде местным сам Аллах велел начать белыми, но они больше заточены под Е7-Е5. А гости, понятное дело, ждали некоего домашнего вдохновения от хозяев. Короче, все перепуталось и пошло наперекосяк. Нет, я, конечно, допускаю, что расписали. Даже не допускаю, а, имея некоторые свидетельства, сильно допускаю. Эта кредитная история продолжилась и в 2009-м, когда дома отдают, в гостях возвращают, если по таблице нужнее. (Неужели есть еще в России хоть один ортодоксальный идиот, который не верит, что и "Спартак" гоняет договорняки?улыбка Но если (о, чудо!) не гоняет, то все эти первые, вторые, полуторные номера - полная хрень. Начали первым - минут 10, потом устали, отдали поле и мяч на те же 10 минут, затем вторая волна активности, снова спад. В итоге 55 на 45 по владению мячом, 1:0 на табло, по 3 желтых, по двое травмированных. И кто каким номером играл? Кто первым до штрафной дошел и не успел вернуться - считается увязшим в позиционном нападении?улыбка)))
Как-то раз с Титом обсуждали прошедший матч. Он: "Но мы вторым играли". Я: "А после забитого, на кураже? А во втором, с 60-й, когда они подсели?" Тут Егор призадумался и ответил: "Ну да, получается, что хрен поймешь".
Титов для меня является футбольным специалистом.
Хотя за тему для дискуссии спасибо.
15-10-2009 17:51:04 | Mak
надо в профайле написать дописать "ортодоксальный идиот".
17-10-2009 20:03:37 | Gyroscope
А если называть вещи своими именами, то притянутым за уши окажется всё!
Никаких вообще параллелей между ЦСКА, "Зенитом" и "Рубином" нет абсолютно.

ЦСКА.

ЦСКА до 2005 года играл в контратакующий футбол, а после 2005 стал играть первым номером? Интересно...
Идем дальше - в Европе в 2006 году ЦСКА провалился в первую очередь из-за физического и морального переутомления после феноменального сезона 2005. Игру и результаты ЦСКА в ЛЧ в 2007 году провальными не считаю. Кажется, тогда 10 очков оказалось недостаточно для выхода в плей-офф. А явный спад начался уже после 2007 года - отъезд Олича, Карвальо "забил" на футбол, периодическое "дуракаваляние" Дуду, травма Акинфеева.

Зенит.

В пост-чемпионский год питерцы сделали очевиднейшую ставку на ЛЧ, приобрели Данни, что оказалось более, чем оправданно. Да, где-то оказался перекос в сторону атаки, отчасти с автором соглашусь. Но, насколько я помню, еще с "петржеловских" времен игра "Зенита" была ориентирована в первую очередь на атаку.

"Рубин".

Мало игр смотрел, но навскидку назову недавнюю игру с ДК в ЛЧ, в которой казанцы очевидно играли вторым номером. "Интер"... Тоже много игр не видел, разве что матчи ПО в ЛЧ в прошлом году с "МЮ", в которых "Интер" играл вторым номером. Но "МЮ" - это "МЮ". Однако я смотрел много игр "Челси" при Моуриньо. Команда добивалась блестящих результатов, играя на контратаках, за что в Англии критиковалась как незрелищная. Нападение строилось относительно просто - Лемпард или кто-то еще вертикальными длинными передачами бросал вперед двух фланговых бегунков (чаще всего Джо Коула и Роббена), ну а в центре нападения Дрогба с его невероятным уменением цепляться за такие мячи. И даже гранды "Бавария" и "Барса" были обыгранны именно так. Причем "Барсу" не спасла феноменальная игра Ронни. К чему я это всё - к тому, что игра "Интера" вторым номером - это неявный и неочевидный показатель. Не удивлюсь, если и в Италии "Интер" так играет.

А резюме и вовсе выглядит как насмешка - в части, где описываются "отличительные особенности лидеров нашего чемпа": наличие сильного опорника и индивидуально сильных игроков группы атаки. Простите, а вы знаете сильные команды, где таковых нет??? И не вижу связи между контратакующей игрой и этим выводом. Убери сейчас Домингеса, и атакующий потенциал Казани заметно ослабнет.


П.С. Напоследок хочется добавить, что уже в прошлом году уровень нашего чемпионата заметно снизился, а в этом снизился еще. Во многом это объясняется отъездом и травмами можно сказать самых заметных наших игроков и "амортизацией" (простите за выражение) лидеров команд-лидеров нашего чемпа (простите за тавтологию). Наиболее сбалансированными на фоне остальных выглядят "Рубин" и "Зенит" (нелепейшим образом вылетевший из КЕ, видимо, отголосками отдаются лихорадки первой половины сезона), выздоравливает "Локо". И ближе всех к клубу, который может бороться в Европе, ИМХО, питерский "Зенит".
17-10-2009 21:00:45 | vv_shevchenko
И еще... земляным червяком!улыбка(с)"Маугли".
То есть, главное, что притянуто за уши - аж до самого их отрыва - мысль заголовка. Якобы того, кто выигрывает первенство России, положение немедленно обязывает оборзеть, чтобы со всей пролетарской неадекватностью, невзирая на реальный класс и готовность соперника, как и свою тоже, вдруг с какой-то стати по-хозяйски расположиться на поле и начать играть в ошеломляюще наступательный футбол. С первой до последней минуты.
Иначе могут титул отобрать, наверноеулыбка
А проблематика статьи лишь в том, что игроков взять на это негде.
Классно мы здесь время проводим.
Один пыхтит у плиты, готовит, к столу подает.
Приходят гости - и все в унитазулыбка
19-10-2009 00:42:15 | Imhovich
"Якобы того, кто выигрывает первенство России, положение немедленно обязывает оборзеть, чтобы со всей пролетарской неадекватностью, невзирая на реальный класс и готовность соперника, как и свою тоже, вдруг с какой-то стати по-хозяйски расположиться на поле и начать играть в ошеломляюще наступательный футбол. С первой до последней минуты."

Вы чушь говорите. С первого и до последнего слова.
Я вам уже говорил, что не "положение" обязывает, а соперники обязывают. Потому что с лидерами играют иначе, чем с "претендентами".
20-10-2009 09:26:29 | vv_shevchenko
Уважаемый, чушь, причем несусветную, несете как раз вы. Как соперники могут обязать к этому? По какой шкале вы измеряете разность в игре "с лидерами" и "претендентами"?
Вы же как бы исследуете "преображение" лидеров, "забравшихся на трон", а не их соперников. Тогда почему так статью назвали?
Запутались сами(бывает), не впутывайте остальныхулыбка
20-10-2009 11:19:09 | Imhovich
Как соперники обязывают? Ну, смотрите футбол и увидите. Если даже ЦСКА, «Спартак» и «Локомотив» играют в этом сезоне с «Рубином» от обороны, то чтобы победить, «Рубину» нужно уметь играть в позиционке. Иначе никак.
С этим и связано «преображение». Лидеру гораздо сложнее играть «по сопернику», потому что так играют против него самого. Соответственно, у него должен быть действенный вариант игры «от себя», от своей инициативы, от своей силы, «на классе», что называется.
Другой вопрос (и вот он – неочевидный): почему такая стратегия лидерами зачастую переносится и на еврокубковые игры. Вот это не очень рационально. И не очень понятно мне.
22-10-2009 17:45:42 | vv_shevchenko
Отвечу не по теме. Но нужно. Без всяких там "оных", "ноблессов" и прочих выебонов.
Прочел на "вв" вашу "квинтэссенцию импотенции" про какую-то сверхфизическую готовность Спартака этого сезона по сравнению с предыдущими. Там ответить не могу. Слово давал. А здесь готов окончательно сформулировать: ни хрена вы в футболе не понимаете. В голове каша, на языке красивые словеса - ни более.
Раньше я думал, что вы не понимаете в людях или околофутбольных явлениях. Теперь убедился, что и в футболе тоже.
Разговоры окончены.
По существу отвечу кому-нибудь другому.
19-10-2009 00:49:23 | Imhovich
"Простите, а вы знаете сильные команды, где таковых нет???"

Конечно знаю. "Зенит" нынешний, например. У них классического опорника-деструктора нет. У "Спартака" тоже нет (если не считать Сабитова, который скорее недоразумение, чем опорник).
У сборной России тоже нет. На нашем национальном уровне это именно "сильные команды".
21-10-2009 18:29:27 | Mak
охохо. А вот отчего такого классического деструктора нет, не интересовались? То есть, я к чему веду-то. Может все Вами перечисленные команды от оного деструктора вовсе бы и не отказались. Только вот ни Зенит после Тимощука, ни Спартак, ни сборная России как-то такого не нашли?
26-10-2009 20:16:14 | Gyroscope
Я не считаю, что у "Зенита" нет хорошего опорника. Денисов и Семшов (в меньшей степени) уж по российским меркам вполне. Сборная аналогично. Провалился с немцами, бывает.
28-10-2009 19:40:20 | Mak
Хммм, по поводу Денисова, мне кажется, рановато причислять его к хорошим опорникам. А Семшова, до 28 лет игравшего на позиции атакующего хава, и всегда говорившего, что игра в отборе его слабое место, - поздновато. Мог бы отметить, что Зырянов в Торпедо исполнял именно роль опорного. Но зачем, если в Зените он так не играет...
26-10-2009 20:17:46 | Gyroscope
Кроме того в сборной, думаю, в ближайшем будущем очень уверенно будет играть Ребко.
17-10-2009 23:21:07 | Gyroscope
Да и с грандами всё не так просто. "Барселона" и сборная Испании - не совсем подходящие примеры. Скорее даже совсем не подходящие примеры, потому что эти команды всегда делали ставку на контроль мяча, независимо ни от каких даней моды. А, скажем, "Юве" и сборная Италия по большой части играют от обороны.
17-10-2009 23:25:59 | vv_shevchenko

Ну да, итальянцев даже после побед на Мундиалях никакой ноблесс ни к чему не облаживалулыбка Как играли каким-то своим номером: ни два-ни полтора, так и продолжаютулыбка
29-10-2009 17:03:26 | admb
Нет,вопрос в том что такое тактика?Это всего лишь стремление..то что позваляет команде выигрывать,используя сильные стороны.Конечно,футбол-игра,и смоделировать её в тиши кабинета,никогда не удасться..хоя,кто говорил-"матчи выигрываються за письменным столом."))
Но я согласен с автором-статус влияет на тактику.И на неё оказываеют воздействие соперники,подстриваясь под лидера..Отрицать это,как-то,странно...может быть,если бы играли произвольно,раз в месяц,а соперника узнавали бы за пару часов до матча,то,действительно,подгадывать схему под соперника не имеет смысла,играем ,как умеем,а там видно будет.но если матчи раз-два в неделю..и необходимо,не только выиграть,но и сохранить силы,то схема,тактика,назовите,как угодно,имеет определяющую роль.

Библиотека

Книги, статьи, футбольные правила - все в электронном виде для чтения на сайте.

IMHO.Блоги - создай свой блог!

ИМХО-футбол предоставляет "трибуну" всем желающим!

Блог редакции IMHO

Все, что касается проекта, будет находить отражение именно тут - в блоге редакции.

Объем менструальных выделений после родов